Как главный танкист страны отказал Иосифу Сталину
Михаил Катуков прошёл путь от рядового красноармейца до маршала бронетанковых войск и не знал поражений даже в первый год Великой Отечественной войны. Всю войну вместе с ним была его боевая подруга – жена Екатерина Сергеевна. Много лет она живёт в дачном посёлке «Трудовая» в нашем районе.
Участок под Мытищами дали за боевые заслуги Мы встречаемся на даче. Михаил Ефимович умер в 1976 году. С тех пор обстановка в доме не менялась: на стенах — картины, портреты маршала, в комнатах — старинные люстры, мебель и кружева на столах, которые мама Екатерины Сергеевны вышивала ещё до революции. — Этот земельный участок Михаил Ефимович получил в награду за военные заслуги после войны. А дом строили немецкие военнопленные. Помню, я их тогда подкармливала, ведь в лагере они недоедали. …В 1930-е годы она работала стенографисткой в Аппарате ЦК на Манежной (сейчас это здание Государственной думы). — Мы сидели на третьем этаже, а у товарища Сталина был пятый. Когда заходила к нему стенографировать, он обращался: «Товарищ, будем работать». Отодвигал стул и ходил вокруг стола, спокойно диктуя. Сейчас его показывают в тяжёлых сапогах. Он такие не носил. Ведь у него после побега из ссылки были отмороженные больные ноги. На нём были мягкие сапожки из тонкой кожи с тонкой подошвой. Продиктовав, спрашивал: «Товарищ, через сколько времени вы принесёте стенограмму?» Затем провожал до двери. Делал это очень культурно. И вольностей себе не позволял.
На фронт отправилась в туфельках В 1937 году на работе начались аресты. К тому времени она вышла замуж за работника аппарата Алексея Лебедева. Они получили двухкомнатную квартиру рядом с Арбатом. По тем временам – роскошь. Как-то в два часа ночи раздался звонок. Открыла дверь — на пороге люди в штатском, лифтёр, соседи-понятые. Начался обыск, после которого одну комнату опечатали, а мужа вывели. — Как сейчас помню, бегу за ним по снегу босиком и кричу: «Лёня, Лёня! Неужели ты враг народа?» А он мне ответил: «Я чист как слеза младенца». Больше я его не видела. Вскоре, так же ночью, пришли за мной. Екатерина Сергеевна полтора года провела под следствием в Бутырской тюрьме. Живое напоминание об избиениях видно и сейчас: остались следы от бляхи ремня на голове. Но признания в том, что она враг народа и агент иностранной разведки, не выбили. Её отпустили, но на работу устроиться не могла: видимо, дурная весть опережала. После долгих поисков опытную стенографистку взяли во Всесоюзный радиокомитет, где она и встретила войну. Осенью 1941 года отправилась вместе с корреспондентами Левитаном и Оренбургом делать репортаж о Катукове. После интервью был неформальный ужин, на котором главный танкист ей сказал: «Оставайся со мной». Она приняла предложение, хотя к фронту была совершенно не готова: приехала в лакированных туфельках и в чулках. — Дома меня никто не ждал, а здесь был шанс доказать, что я предана Родине и не враг народа. Никакой первой любви у меня не было. Я влюбилась, но позже. Они прошли всю войну до Берлина. Она – медсестрой (до войны окончила курсы фельдшеров), а он – сначала командиром бригады, а потом — командующим 1-й гвардейской танковой армии. Кителя обоих — в наградах.
«Если не попаду, то попугаю» Когда в 1941 году Михаил Катуков получил в подчинение не укомплектованную техникой дивизию, он приказал делать танки из фанеры и выставлял их на местности, а между ними для видимости запускал бойцов: противник муляж обходил стороной. А на подступах к Москве командир 4-й танковой бригады стал использовать свой коронный трюк: заманивал противника в лесополосу, где его ждала танковая засада. Так небольшими силами он разгромил армию Гудериана и перешёл в наступление под Волоколамском, совершив первый в ходе Великой Отечественной войны танковый прорыв наших войск. Потому немцы и прозвали его Генерал Хитрость и, прежде чем приступить к операции, выясняли, есть ли в окрестностях Катуков. Ну а Гитлер назвал его богом войны. Кстати, среди наград танкиста – две звезды Героя Советского Союза и медаль английского короля Георга «За боевые заслуги», которую англичане прислали командующему после победы над Гудерианом со словами в письме: «За спасение Англии». Не случайно офицер мог себе позволить даже спорить со Сталиным. «Катуков, почему ты не хочешь взять себе танки «Иосиф Сталин»?» Генерал отвечал: «Не хочу, потому что машина громоздкая, с плохой проходимостью. Я вас прошу, оставьте Т-34, но дайте пушку не 76-го калибра, а 86-го и побольше снарядов. Да чтобы за каждый я не отчитывался: даже если в цель не попаду, то хоть попугаю». — На приёме по случаю Победы в Кремле каждый командующий подходил к Сталину и чокался с ним. Когда мы подошли, Катуков говорит: «Товарищ Сталин, с Победой вас!» И отрапортовал: «Генерал-полковник Катуков!» А Сталин сказал: «Мы так давно друг друга знаем… За ваше здоровье, счастья вам и успехов!» После войны Михаил Ефимович и Екатерина Сергеевна поженились и до его смерти в 1976 году прожили вместе. Сейчас в свои 99 лет она пишет о муже девятую книгу.
Виталий ЛЕСНИЧИЙ
|
|
|


|
Безопасность , Безопасность на дорогах , Благотворительность , Власть Подмосковья , Выборы , Детсады , Детский досуг и отдых , Дороги , ДТП , ЖКХ: двор , ЖКХ: дом , ЖКХ: квартира , Здоровье , Знай наших , Интервью , Коммунальные платежи , Криминал , Кулинария , Культура , Лохотрон , Медицина , На досуге , Наши соседи , Несчастный случай , Образование , Общественный транспорт , ПДД и штрафы , Пенсии , Пожары , Потребительский рынок , Праздник , Природа , Родителям , Соцзащита и льготы , спорт , Спортафиша , Строительство , Строительство метро , Школы , Реклама газета химкиВоскресенск , Дмитров , Долгопрудный , Домодедово , Егорьевск , Жуковский , Коломна , Королёв , Красногорск , Люберцы , Можайск , Ногинск , Одинцово , Пушкино , Раменское , Сергиев Посад , Серпухов , Солнечногорск , Щёлково Мэр Москвы , Сергей Собянин реклама газета химки |
|
24.01 Сорока-Химки №1 PDF
24.01 Сорока-Мытищи №1 PDF
20.12 Сорока-Мытищи №25 PDF
20.12 Сорока-Химки №25 PDF
05.12 Сорока-Мытищи №24 PDF
05.12 Сорока-Химки №24 PDF
24.11 Сорока-Мытищи №23 PDF
24.11 Сорока-Химки №23 PDF
|
|